Море, серфинг и я
Очень интересное интервью с Никитой Замеховским - первым украинским серфером, о котором мне известно. Он ловил волны еще в 1994г в зимние штормы на Черном море, на самодельной доске.
Никита Замеховский - опытный инструктор по классическому серфингу и виндсерфингу. Имеет за плечами успешный (более 4 лет) опыт работы серф-инструктором по классическому серфингу: во Вьетнаме, на острове Маврикий, в Доминиканской республике, в Индрнезии, на острове Бали; судья и участник организационных комитетов соревнований по кайт-серфингу и винд - серфингу.
Победитель первого этапа чемпионата России по серфингу, Доминиканская Республика 2009 р (лонгборд, шортборд). Победитель второго этапа чемпионата России по серфингу, Индонезия, остров Бали, 2009 р (лонгборд)
Крым, Феодосия, 2007 г.
Расскажи, где ты родился и как начинал?
Родился в Феодосии у моря, которое в песне «самое синее», называется Черным, а на самом деле зеленое.
Как получилось, что серфинг стал основным занятием в твоей жизни?
Потому что в моем городке есть клуб, с которым я, кстати, родился в один день и год. Согласись, то еще совпаденьице. Он был летней базой сборной СССР. И естественно, что в него слеталось пацанят как мух. Не все, конечно, задерживались, но некоторые оставались. Я кстати, не всегда относился к тем, кто оставался.
А что ты думаешь про классический серфинг?
Про серфинг я думаю все и всегда. Мне даже порой кажется, что я все рассматриваю через призму, которую наложил на мое восприятие классический серфинг.
Когда ты решил, что хочешь кататься на классическом серфе?
Мне было 10 лет, когда я о нем впервые услышал. Весил я тогда килограммов двадцать и, вытягивая парус из лавсана, вооруженный на алюминиевую мачту, мягко говоря, напрягался. Тогда я и думал – как здорово кататься без такой тяжеленной тряпки.
Расскажи, как ты впервые встал на доску?
Первый, реально серфовый опыт я получил в 1994 году осенью. Была такая парусная доска «Мустанг», состоящая из трех отдельно скрепляющихся секций, я соединил нос с кормой без центральной части, привязал к носу веревочку и, держась за нее, катался. Но поскольку раньше видел только фото серфинга, то периодически переезжал на своем плоту пару-тройку теток в день.
Ты знаешь, что есть два момента в обучении серфингу. Первый – когда ты просто научился вставать на доску, выгребать и ловить волну. Второй – когда ты действительно начинаешь серфить. Когда и где случился твой «второй» момент?
В одном из ледяных декабрей, ставших уже далекими, в Крыму. Я тогда один с «серфовой» целью лазил в воду, причем я туда забирался следующим образом – выходил на пирс, раздавливая хрупкий ледок сланцами, и прыгал с него, потому что загрести в ледяную воду с берега для меня было нереально, просто не хватило бы духу.
А так выхода не было – приходилось ждать волну и на ней возвращаться на берег. Вот тогда-то я и поймал свою первую, безотчетно совершив боттом терн, вылез на берег и понял, что нет в серфинге ни одного нефункционального элемента. А так виходу не було - доводилося чекати хвилю і на ній повертатися на берег. Ось тоді-то я і зловив свою першу хвилю, несвідомо зробивши боттом терн, виліз на берег і зрозумів, що немає в серфінгу жодного нефункціонального елементу.
А на чем ты катался в Крыму? Где доски добывал?
В Крыму катался сначала на всем, потом в одном из журналов увидел каталог серфов фирмы Bic и решил, что нужно себе что-нибудь такое отклеить. Дело в том, что в моем клубе все чего-нибудь клеили и довольно успешно, но за серф никто не брался, не верили, что этому есть на Черном море место. Было это в году девяносто шестом, работы нет, денег нет, клеить надо, кататься хочется, что делать?! Пенопласт нашел в развороченном вагоне, он там вместо утеплителя, стеклоткань сматывал ночью с труб теплотрасс, она была кое-где с ржавчиной, поэтому мотал много, чтоб было из чего выбрать, а на эпоксидную смолу и краску пришлось копить монетку, по ночам бродил собирал металлолом, а летом ромашку косил. И в итоге построил нечто, напоминавшее лонгборд. Оно ехало, я был на грани эйфории, несмотря на то, что мои товарищи по клубу надо мной посмеивались.
Расскажи, как ты попал во Вьетнам, на станцию Кайтпират?
Меня пригласила туда Елена Кмита, причем она дозванивалась в клуб на телефон, который реально полгода просто не работал. Она просто набрала номер неработающего телефона, и он зазвонил, мы переглянулись, кто-то снял трубку и сказал, что это меня. Почему она искала именно меня, не знаю, фортуна улыбнулась. А может, волшебник Мауи решил, что пора меня выводить на простор океанских волн.
Как Вьетнам в плане классического серфинга?
Он там есть. Есть места с мягким бич брейком, удобным для начинающих. Но есть и получше места в мире.
Первый сезон, проведенный во Вьетнаме, я в основном я не учил, а сподвигал народ на этот танец со стихией. А вот на второй сезон я умолил своих менеджера и босса купить четыре Malibu, и в итоге за весь сезон отучил на виндсерфинге всего два часа, а остальное время меня просто разрывали на части любители серфинга.
Есть ли во Вьетнаме выраженные сезоны для катания, или хороший свелл и правильный офшор для этих мест редкость?
Во Вьетнаме свелл – это скорее лотерея, чем правило, но летом эту лотерею выиграть легче, зима же может поразить чопом огромных размеров.
Почему ты решил оставить Вьетнам?
Вьетнам покинул не навсегда, ведь можно в любой момент вернуться, просто полтора года безвылазного пребывания утомили, нужно менять обстановочку, а то глаза станут узкими, ну и расширять географию своего серфинга посчитал необходимым. Все по классическому варианту – в пути, в поиске новых волн.
На каких досках ты серфишь?
Не делаю в этом отношении приоритета. Мне бывает весело на малибу, иногда могу целыми днями находиться под впечатлением от классического лонгборда, люблю шортборды за требовательность к технике, поп ауты нравятся тем, что они какие-то живые, энергичные и демократичные – как дельфины.
Какие нравятся больше всего? Я имею в виду шейп.
Фиш отлично держит стенку. Настоящих ганов не пробовал, но думаю, очень здорово!
Какие элементы умеешь делать?
Дак дайв…, катбэк, флотер, боттом терн, катлип, эриал. Работаю над катбэк 360.
И какой твой любимый?
Флотер нравится, замираешь на пене и с ней потом обрушиваешься на волну обратно!
Круто! Я впервые слышу от русскоговорящего человека о том, что он выполняет такие элементы. И все это ты научился делать во Вьетнаме?
Во Вьетнаме я скорее узнал, как они называются, но многие из них делал еще дома, так сказать,по наитию, они же все функциональны, один из другого вытекает сам собою, если ты конечно хочешь на волне катиться, работая ее всю, а не просто свалиться с гребня.
Удалось ли тебе обучить кого-либо одному из этих элементов, будучи инструктором?
До боттом терна некоторые доходили. К сожалению, наш народ серфинг для себя только открывает, и учил я людей с нуля, да еще и ограниченных во времени.
Где еще тебе приходилось серфить кроме Вьетнама?
К сожалению, география моего серфинга пока ограничена Индокитаем, а там вьетнамские условия, но родное Черное море может иной раз удивить жесткой волной.
Можешь описать свою самую интересную серфсессию?
Да, самая интересная каталочка была у нас с Децелом (Сергеем Михеевым) во Вьетнаме. Мы вставали с ним в четыре утра и на мотике, с двумя досками ехали на дальний спот. Там никого. Ветер еще спит, только прибой и темно. От этого волну чувствуешь: выгребаешь, ждешь волну, не видать ничего, и вдруг вместо водяного вала на тебя несется огонь, прямо во всю ширину неба. Там солнце встает, и ты катишься с этим огнем, водой, и будто раздвигаешь сумрак. Мы с Децелом это неоднократно проделывали. Или еще случай, там же, во Вьетнаме: приехали на спот, там часовня с Буддой, у воды монахиня сидит, рыбаки выходят с краю поинт-брейка в море, и мы тоже загребаем. Она посчитала нас и рыбаков и по этому количеству поставила аромапалочки. Люди в море вышли – надо за них помолиться…
А самую опасную?
Пожалуй, самая опасная была в Крыму: в зимние шторма, в драном гидраке, с целлофановыми кульками вместо носков и в кедах. Вода 8-10 по Цельсию, волны два-три метра, волосы примерзают к скальпу, жестокий шорбрейк. Не столько страшно, сколько безумно, но я бы все равно полез еще раз.
Что для тебя лично значит серфинг?
Модно говорить, что серфинг это смысл жизни. Я считаю, что смысл жизни – жизнь, я же родился в Крыму, где моря больше, чем земли, и я видел с детства море, море и только море. Вот оно меня и позвало, и сейчас мы дружим втроем – море, серфинг и я.
Как ты считаешь, возможно ли, что когда-нибудь в международных контестах по классическому серфу будут участвовать и российские райдеры? А что для этого нужно?
Прежде всего, чтобы наш народ понял, что серфинг – это не экзотика, доступная только героям голливудских постановок, но реальная вещь, которую можно потрогать. И тогда он, народ, и сделает первый шаг к тому, чтобы прикоснуться к этой реальности, которая на поверку граничит с чудом.
Еще пару лет назад, к примеру, никто не верил, что россияне сумеют достойно показать себя в кайтсерфинге, теперь же Петя Тюшкевич показывает обратное, еще и на досках Take Off, которые в Питере сделаны. Ну и конечно, требуется поддержка – финансовая, информационная и организационная, поскольку этот вид атлетики наиболее близок к искусству, а оно требует меценатства.
С 2009 г. Никита живет на о. Бали. В мае этого года совместно с Павлом Куприков организовал авторский проект серф-тренингов http://homosurferus.com
Интервью опубликовано в журнале WAVE № 1 (5) 2008
Я прочитал эту статью на http://www.crazy-surfclub.ru/
< Предыдущая | Следующая > |
---|